01.01.2022
Посткроссинг – явление далеко не новое. Значение слова происходит
от слияния двух английских слов: «почта» и «обмен». Можно сказать,
что это своеобразный способ международной переписки. Слышали о нём многие,
но, правда, далеко не все знают, в чём же суть этого уникального для нашего
века проекта. Итак, посткроссинг – что это такое, зачем нужно и как включиться?
Попробуем разобраться.
В 2005 году истосковавшийся по
бумажным посланиям португалец Паоло Магаляэшем решил создать инновационный
проект, суть которого состоит в обмене открытками из разных стран мира.
Казалось бы, ничего особенного, но сегодня существуют целые сообщества, посвящённые
этому необычному хобби, объединяющему людей различных национальностей,
возрастов и интересов. Для этого на страницах интернета созданы
специальные сайты http://postcross.ru/ и группы объединяющие людей: nsportal, VK и
др.
Проблема: педагогическая диагностика в группе в сентябре 2017
года, показала, что дошкольники, недостаточно ориентируются в понятиях –
Родина, Россия, страна, город. В традиционной образовательной деятельности не
достаточно формируются данные понятия, т.к. они «невещественны». То, что
ребенок не увидел сам, не потрогал, не пережил, то, что не пробудило в нем
эмоции, не становится долговременным приобретением ребенка. Родители мало
ездят с детьми по стране, а значит, дети не видят всей ее широты, мощи, красоты
и уникальности.
Как у нас возникла идея! В начале 2017 года, в рамках международного дня Почты
России, мы с воспитанниками узнали о новом для нас понятии «Посткроссинг». И
решили опробовать его на своем опыте. Таким образом, наш детский сад
«Рождественский» в лице подготовительной группы и средней группы стал
участником нового креативного проекта для дошкольников.
Современный технический прогресс,
электронные письма, смс сообщения в социальных сетях, к сожалению, вытеснили
общение между людьми с помощью эпистолярного жанра: писем, открыток. Но все,
кто когда-либо получал «живые» письма, написанные собственной рукой наших
близких и знакомых, знают, какое тепло и радость несут с собой эти весточки, с
каким нетерпением хочется открыть конверт и прочитать послание в нем.
Желание познакомить подрастающее
поколение с большой Россией посредством «живой» переписки с такими же
дошколятами из других городов нашей страны помогло созданию и организации
нового проекта «Посткроссинг между детскими садами России». За основу взят
существующий и популярный сегодня во всем мире проект Посткроссинг (проект по
обмену открытками между участниками из разных городов), но предполагающий
помимо простого получения открытки:
- работу с картой России,
-дальнейшее общение между детскими
садами посредством почтовой переписки,
-получение доступной для детей
дошкольного возраста информации о других городах в письмах и презентациях.
Цель проекта – создание условий для воспитания у детей
дошкольного возраста патриотических чувств, любовь к Родине, гордость
за свою страну.
Задачи:
– развивать познавательную
активность дошкольников;
– познакомить с понятиями
«география», «карта», графическими обозначениями на карте морей, рек,
озер, городов, областей;
– рассказать о разных регионах
и народах России;
– познакомить с национальными
традициями, историческими событиями, великими людьми из разных городов;
– прививать интерес к общению
с помощью писем, открыток, телеграмм.
Таким образом, проект решает задачи
разных образовательных областей: социально-коммуникативного, познавательного,
речевого развития.
Знакомство детей с возможностями
рукописного письма, которое к сожалению уступили место более быстрой
электронной переписке. Согласитесь, приятно получить белоснежный конверт с
письмом, написанным рукой. Ведь в него человек вкладывает некие усилия, теплоту
души.
Материалы и оборудование: Карта России, мультимедийные
презентации, буклеты и открытки, детские творческие работы участников проекта.
Методы и приемы: чтение, беседы, решение проблемных ситуаций,
продуктивная деятельность, коллекционирование.
Предполагаемый результат:
-дети получат базовые знания из
области географии;
-познакомятся с картой России:
смогут различать на карте участки суши и водоемы, узнают названия крупных
городов, рек России и т.д.;
-возрастет уважение и гордость к
своей Родине;
-заинтересуются эпистолярным жанром
общения: узнают, как пишутся и отправляются открытки;
-создадут коллекцию открыток,
полученных из разных городов России.
Подготовительный этап:
-информирование, родителей и детей о
предстоящем проекте;
-поиск и создание базы участников
проекта среди детских садов других городов России;
-составление приглашения;
-рассылка приглашения на электронные
адреса детских садов России;
-подбор почтовых открыток и покупку
почтовых марок.
Основной этап:
-беседы с детьми о проекте;
-общее знакомство с картой России
(отметить размеры страны, найти и
отметить родной город Петровск,
столицу России – город Москва, рассмотреть реки, моря и т.д.);
-рассматривание приобретенных
открыток;
-составление текста послания детям
детских садов других городов России;
-оформление открыток с помощью
воспитателя;
-составление презентации о родном
городе Петровске;
-отправление открыток (экскурсия на
почту);
-работа с полученными открытками и
презентациями;
-чтение открыток;
-просмотр презентации;
-беседа о городе, из которого пришла
открытка (какой город старше, на какой реке стоит, что понравилось и т.д.);
-поиск города на карте России;
Заключительный этап:
-составление коллекции открыток,
полученных из разных городов России;
-итоговая беседа с детьми с
элементами викторины: «Назови город. Какой город на букву..? Какой город
старше? и т.д.»;
-подведение итогов проекта.
Перспектива проекта:
- проект предполагает работу с
продолжением:
-ведение почтовой переписки с детьми
из других детских садов городов России;
-поиск новых участников и знакомство
с новыми городами и др.
Начинали мы с того, что:
- с помощью родителей были собраны
фотографии зданий города Петровска и создана презентация
виртуальная-экскурсия «О городе своем веду рассказ»;
- с воспитанниками составили текст
послания;
- через электронные адреса
сайтов ДОУ договорилась с педагогами о том, что мы будем с ними обмениваться
письмами-открытками.
Первое письмо мы писали долго –
решали, что напишем и какую открытку вложим в конверт.
На сегодняшний день в проекте
участвуют более 10 городов Саратовской области и 18 города России.
В проекте участвуют как дети, так и
педагоги:
- с детьми в доступной
и увлекательной форме знакомимся с основами географии, узнаём
о традициях разных народов России, создаем коллекции открыток
из разных городов. С детьми делаем открытки и отправляем
их с поздравлениями к разным праздникам: 8 Марта, Дню
космонавтики, Дню Победы. Дошкольники (коллективно или индивидуально)
рассказывают о том, как проводят время в детском саду, высылают свои
рисунки, делятся интересными историями;
- с педагогами делимся своим
опытом по реализации проекта «Посткпроссинг».
Когда приходит открытка (письма),
педагоги с детьми обсуждают, откуда она к прилетела, или приехала, определяют
по карте, где расположен этот населенный пункт, рассматривают
достопримечательности этих мест (фотографии). Отмечают, чем это место
особенное!
Полученные открытки аккуратно
хранятся в альбоме, бережно достаются для рассматривания. Из них составляется
коллекция. Открытки чистые, готовые к отправке, так же хранятся в специальном
альбоме вместе с марками.
Так
как проект «Посткроссинг: переписка между детскими
садами» не предполагает конкретных сроков реализации. Педагоги
продолжают работать над ним в данный момент.
Каждый месяц к нему
присоединяются новые участники из разных точек нашей необъятной Родины. Россия – большая многонациональная страна
с богатыми природными ресурсами. В каждом городе есть свои традиции
и достопримечательности, свои символы: флаг и герб. У каждого из них есть, что нам рассказать о своем городе или селе
и у нас еще много интересных идей и историй, для наших друзей по переписке.
«Какие результаты достигаются благодаря проекту?»
Благодаря
проекту дети много узнали о стране, познакомились с эпистолярным
жанром общения, научились писать открытки и письма. У детей
расширяется кругозор; формируются представления о людях разных национальностей
нашей страны, их культуре, обычаях, достопримечательностях.
Немаловажно,
что в процессе создания очередного послания и при обсуждении фильма -
презентации формируется речь, у детей пополняется словарный запас.
Дети
стали лучше ориентироваться по карте, умеют находить Петровск, Саратов, Москву
и даже некоторые города, из которых приходят письма и открытки. Называют
памятные даты, государственные праздники, с которыми поздравляли своих друзей
по переписке.
Благодаря
проекту дошкольники познакомились с коллекционированием. В группе появилась
коллекция открыток на разные темы, многие из детей начали собирать
открытки дома. А коллекционирование, как известно, положительно влияет на
формирование терпения, усидчивости.
В
процессе написания писем и создания открыток у детей воспитывается
аккуратность, умение доводить начатое до конца: детям объясняется, что
подписывать, или изготавливать открытку неряшливо нельзя, т.к. человеку,
который эту открытку получит, будет неприятно или непонятно.
Проект
благотворно влияет на эстетическое воспитание. Вместе с детьми
педагог рассматривает изображение на открытке, помогает детям увидеть, что же
делает открытку такой красивой, подчеркивает старания художника. Зачастую
открытки с обратной стороны украшаются, в таком случае педагог отмечает, что
человек, отправивший открытку, старался сделать так, чтобы она понравилась
людям.
Помимо
этого дети узнают об истории почты, марок, открыток – развивая тем самым
познавательный интерес к истории предметного мира.
Детская инициатива проявляется в
свободной деятельности детей по выбору и интересам - возможность играть,
рисовать, экспериментировать, сочинять, наблюдать и прочее, в соответствии с
собственными интересами. Дети самостоятельно - узнают о городе «с открытки» и
рассказывают друг другу о нем; пишут письма, при этом обсуждая, что написать и
какой «сюрприз» вложить – рисунок или небольшую поделку и т.п.
Проект помогает развивать
толерантность к людям других национальностях: в процессе реализации проекта
дети осознают, что кроме них самих, в мире есть другие дети – разных
национальностей, вероисповеданий, с другими необычными и красивыми именами. Эти
дети тоже могут быть умными и интересными собеседниками.